Уважаемые читатели! Представляем вашему вниманию размышления о роли чтения в воспитании детей воспитателя МБДОУ «Детский сад № 7» г. Кольчугино Беловой Елены Николаевны:
"Я всегда мечтала о дочке, но судьба распорядилась по-другому. Я – мама двоих замечательных сыновей с восемнадцатилетней разницей в возрасте. А ещё я воспитатель, и мой младший сын ходит в детский сад вместе со мной. Я выбрала для себя профессию, о которой ещё ни разу не пожалела! Теперь я окружена детьми и дома, и на работе.
Мои сыновья очень разные: старший Иван в раннем детстве был серьёзным и обстоятельным, а младший Витюшка в свои четыре года – шустрый, хитрющий, «жулик» в хорошем смысле этого слова. Сейчас я уже могу оценить результаты воспитания Ивана. Я вижу, что он получил неплохое образование, умеет выстраивать правильные отношения с людьми, неплохо реализуется в жизни. А вот мой младший сын находится только в самом начале пути становления личности.
Как я воспитываю и развиваю своих сыновей? Когда родился мой старший сын, я была ещё совсем молодой девушкой, только что окончившей обучение в педагогическом колледже, не имеющей ни жизненного, ни педагогического опыта. Я занималась с сыном так, как подсказывало мне моё сердце. Мы много наблюдали, рисовали, лепили, экспериментировали… Но особое внимание я уделяла чтению художественной литературы. Я считаю, что именно благодаря этому у Вани хорошо развита речь, фантазия, творческое мышление, память, внимание. Он рано научился читать, любит книги и с удовольствием читает сейчас. Теперь я уже с уверенностью могу сказать – мы двигались в правильном направлении. Когда родился мой второй сын, «за моими плечами» уже был десятилетний педагогический опыт. Я иначе стала смотреть на жизнь, изменились и мои взгляды на воспитание. Но, как и раньше, я уделяю особое внимание чтению художественной литературы.
В.Г. Белинский говорил: «Даже самое старое (известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением, подходом. Ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости». Действительно, чтение художественной литературы – методика не новая, но придать ей «характер новости» возможно. Какие же подходы нужно применить для того, чтобы современные дети полюбили чтение? Самое главное – книги должны пройти «ваш строгий отбор» и точно понравиться детям! Они должны быть хорошо иллюстрированными, соответствовать возрасту и конечно же интересам детей. Неплохо во время прогулки зайти в книжный магазин и позволить ребёнку самому выбрать книгу. В настоящее время книжный рынок настолько велик, что способен «порадовать» даже самого привередливого читателя. Резко повысить привлекательность процесса чтения художественной литературы для поколения, с детства привыкшего к постоянному использованию электронных устройств, можно посредством использования аудио- и электронных книг, а также книг с дополненной реальностью. Не волнуйтесь, они расширяют возможности традиционных книг, а не заменяют их. Также для формирования у детей позиции активного слушателя взрослому просто необходимо научиться применять технологию продуктивного чтения.
Свою любовь к книгам я перенесла и на свою педагогическую деятельность. В моей группе есть богатый книжный центр, который я стараюсь постоянно пополнять. Сюда «переехали» многие мои «домашние» книги. Мои воспитанники любят рассматривать книги, слушать, когда я им читаю. Я очень надеюсь, что эту любовь они пронесут через всю свою жизнь.
На сегодняшний день у моих сыновей сложились прекрасные отношения: Иван заботится о братике, играет с ним, читает ему сказки, а Витюшка всегда ждёт старшего брата, скучает. Мне очень отрадно, что книги стали в нашей семье связующим звеном между поколениями.
Дети – это наше богатство, наше счастье и наша гордость! Как хорошо, что меня окружает это счастье и на работе, и дома!"