Электронные ресурсы
Глобальный процесс, получивший название «информатизация общества», оказывает влияние на все стороны общественной жизни. Изменились потребности в информации, и одним из следствий этого стала коренная трансформация библиотечного дела. К традиционным задачам сбора и сохранности книжных богатств добавились функции информационного, культурного и образовательного центра.
Внедрение современных методов обработки информации в кольчугинских библиотеках началось в 2002 г. с компьютеризации Центра правовой и муниципальной информации. Тогда был приобретён первый комплект компьютерного оборудования. Основным электронным ресурсом ЦПМИ стала справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Большим шагом вперёд на пути автоматизации было приобретение мини-версии «Ирбис». Эта программа позволила приступить к созданию электронного каталога. Преимущества электронного каталога перед бумажным очевидны: он несёт на себе функции всех традиционных каталогов: и учётного, и читательских: алфавитного и систематического.
Создавая каталог в системе «Ирбис», каталогизаторы все данные набирали вручную, самостоятельно, только для библиотек Кольчугинской ЦБС. Поэтому с ноября 2007 г. Кольчугинская ЦБС стала участницей создания системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек Владимирской области. Корпоративная технология создания электронного каталога позволяет не дублировать работу каталогизаторов страны, а воспользоваться их готовыми записями, тем самым повысив качество и эффективность обработки своих документов. Технология работы основывается на использовании сети Интернет и автоматизированной информационно-библиотечной системы OPAC-Global.
Активное внедрение новых информационных технологий в библиотеках города и района началось с работы в рамках целевой ведомственной программы «Информатизация и развитие общедоступных библиотек Владимирской области на 2008-2010 гг.». В рамках программы:
- Центральная библиотека и 5 библиотечных филиалов были оснащены современной компьютерной техникой и подключены к сети Интернет;
- сотрудники компьютеризированных библиотек прошли обучение компьютерной грамотности;
- в Центральной библиотеке началась работа по созданию Электронного каталога города и района.
Следующим этапом в развитии и освоении информационных технологий стало создание сектора автоматизации, а также введение штатной единицы – инженер компьютерного оборудования. На сектор автоматизации были возложены функции по разработке и внедрению информационных и коммуникационных технологий в деятельность библиотек Кольчугинского района.
В 2008 г. в МЦБ был создан сектор библиографии. Его основными задачами стали: развитие информационной культуры пользователей, навыков работы с книгой, периодикой; обучение читателей пользованию карточными и электронным каталогами, работе со справочно-библиографическим фондом.
Но прежде всего автоматизация в библиотечном деле коснулась Отдела обработки и комплектования. Сотрудники отдела подошли к своей работе ответственно и добросовестно. Особый акцент сделали на качество вводимой информации.
Почти одновременно с обработкой новой литературой мы начали заниматься ретроконверсией каталогов. Это перевод каталогов на бумажных носителях в машиночитаемую форму. Ретроконверсия карточных каталогов также производится с помощью технологии заимствования.
В 2009 г. сектор библиографии начал принимать участие в проекте региональной корпоративной базы данных «Аналитика».В рамках данного проекта мы получили доступ к Сводной электронной картотеке статей.
С 2008 г. в Кольчугинской Центральной библиотеке, благодаря корпоративной подписке ВОУНБ, можно получить доступ к универсальным базам данных российских периодических изданий компании "Ист Вью".
С 2017 г. в библиотеке открыт доступ к Национальной электронной библиотеке (НЭБ), объединяющей фонды публичных библиотек России федерального, регионального и муниципального уровней, а также библиотек научных и образовательных учреждений.
С 2019 г. читатели Центральной библиотеки и других городских библиотек получили доступ к порталу Lit-Web, представляющему литературные журналы и альманахи России.
Кроме того, в читальном зале Центральной библиотеки читатели используют компьютеры (на данный момент их три) для выхода в Интернет, для работы с медиатекой библиотеки и с личными документами. Компьютеризация библиотек позволила расширить спектр сервисных услуг библиотек. Мы выполняем набор и распечатку текста, записи материалов пользователей на электронные носители, сканирование и перенос их материалов на электронные носители, запись информации из баз данных библиотеки на электронный носитель пользователя и др.
Мы прилагаем все усилия, помогая читателю найти нужную информацию. И так приятно, когда читатель уходит с чувством благодарности за найденную информацию.