Виктор Шамаев
Виктор Иванович Шамаев – художник-акварелист, график, член Союза художников России, Заслуженный работник культуры РФ. Неоднократно был участником областных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Его работы выставлялись в Германии, Италии, Болгарии. С успехом картины Виктора Шамаева экспонировались и на выставках в нашей Кольчугинской Картинной галерее. В 1988 и 2004 годах выпускались каталоги его картин, а в 2002 году в книге, посвящённой 30-летию города Радужного (близ г. Владимира) его творчеству посвящался рассказ «Художник милостью Божией».
Родился В.И. Шамаев 4 апреля 1929 г. в деревне Михейково Юрьев-Польского района (ныне Кольчугинского). Сегодня этой деревни нет на карте, как она выглядела раньше, можно увидеть только на картинах художника. Детские и школьные годы провел Виктор в Кольчугине, где в военное лихолетье пришлось заканчивать семилетку в средней школе № 6. Проживала их семья на Ленинском посёлке. И хоть город был далеко от фронтовой полосы, но все трудности тяжелой военной годины пришлось пережить с лихвой. Рос Виктор в многодетной семье, кроме него мать с отцом растили ещё пятерых детей. Это трудное время ему запомнилось на всю жизнь и позднее выражена в живописной картине «Тропинки детства», которая демонстрировалась на Всесоюзной выставке акварели в Ленинграде в 1987 г.
«Город Кольчугино – это город моего детства, здесь мои корни, – говорил Виктор Иванович. – Здесь проживают все мои родные и близкие. Отсюда родом и моя супруга Валентина Федоровна, первый мой верный помощник и ценитель всех мною написанных работ. А первым моим наставником-художником, о котором я с благодарностью всегда вспоминаю, был Алексей ИвановичКукин, который вместе с художником Клыгиным руководили кружками ИЗО в клубе имени Ленина. Вот он, Алексей Иванович, видимо увидел во мне талант будущего художника и настаивал, чтобы я обязательно совершенствовал свое мастерство начинающего художника».
Уже в школьные годы, увлеченный природой, он не расставался с кистями и красками и писал этюды о родном крае. «Я очень долго думал, как получить художественное образование, ведь в детстве многие отмечали мои способности», – говорил Виктор Иванович. И только в 1948 г. мечта сбывается в виде красного диплома об окончании Рижского архитектурно-художественного училища, а спустя 10 лет Виктор Шамаев покоряет еще одну вершину – поступает по рекомендации преподавателей в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.
По окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной Виктор Шамаев приехал во Владимир – один из старейших русских городов, богатый древними живописными и архитектурными традициями. Здесь он быстро включился в современную творческую жизнь, работал в мастерских Владимирского отделения Художественного фонда России.
Как монументалист Виктор Шамаев много сил отдал работе по украшению общественных зданий города Владимира. Им оформлены Владимирский планетарий, Владимирский Государственный университет, где написаны портреты учёных, областная и городская библиотеки, цеха ВТЗ, музыкальная школа № 2 и многое другое. Кроме того, своими творческими работами Шамаев участвовал в областных и российских художественных выставках. В разных техниках пробовал себя художник, но однажды он взял в руки акварель и так покорён был ею, что больше не изменял никогда.
Работая без карандаша, лишь намечает точками доминанты, художник не боится использовать яркие цвета, экспериментировать, что большая редкость в акварельной живописи. Это поистине ювелирная работа, где создатель не имеет права на ошибку. Любое неосторожное движение может испортить полотно, а природные явления — помешать исполнить задуманное. Но владимирского акварелиста это не пугает, наоборот, он отдает всю душу природе и передает это в своих творениях. «Я уходил один в такие дикие края, что целый месяц про меня никто ничего не знал. Спасибо моей терпеливой супруге, которая отпускала меня в такие путешествия», – рассказывал Виктор Иванович.
Несмотря на всю сложность и капризность акварели, Виктор Шамаев достиг в этой технике больших высот и по праву считается ведущим акварелистом Владимирского Союза художников. Подтверждением этому является неоднократное участие работ мастера во Всесоюзных выставках акварели (1984 и 1987 гг.) и Всероссийских выставках станковой графики в Москве (1986г., 1998г.).
Художник с удовольствием делился секретами своего мастерства. К нему приходили учащиеся детских художественных школ, и он прямо в выставочном зале проводил для детей мастер-классы, учил работать акварелью. И надо видеть, с каким восхищением следили дети за рукой художника, за точностью его движений. Они видели, как белая бумага сквозь краски отражает свет, и благодаря прозрачности красочного слоя под рукой мастера появляется нечто лёгкое, звучное и по-настоящему прекрасное – акварельная живопись.
Как-то в частной беседе Виктор Иванович рассказывал, что однажды, будучи в небольшом городке в Германии, он проводил мастер-класс акварельной живописи для немецких детей. И дети, и родители были потрясены возможностями акварели и техникой русского мастера. С улыбкой художник говорил, что после нескольких занятий на улицах его стали узнавать и обращаться не иначе, как «маэстро».
Несмотря на возраст Виктор Шамаев был удивительно живым, подвижным человеком, находящимся в постоянном движении. Как и у всякого художника, у него были излюбленные мотивы, к которым он обращался постоянно. Это церковь Покрова на Нерли, прекрасная в любое время года, это родные кольчугинские просёлки, солоухинские места.
Сердце художника болело за русскую деревню, за запущенность её храмов, за бедность её деревень, за чистоту её природы. Всё это он знал не понаслышке, потому что им исхожены, наверное, все владимирские дороги, увидены и запечатлены на картинах даже самые глубокие её уголки.
За свою долгую жизнь художник исколесил много дорог. Он объездил Урал, Сибирь, путешествовал по Волге, бывал за границей. И отовсюду в виде путевых зарисовок он привозил живые акварели, полные чувств и эмоций.
Художник не стоял на месте, всю свою жизнь он совершенствовался, работал над собой, и с определённостью можно сказать, что им достигнут высокий профессиональный и творческий уровень.
В последние годы Виктор Иванович жил в Радужном, писал то, что ему самому по душе, почти ежедневно выезжая на натуру в любое время года. Его студией стала природа Владимирской земли, где он знал самые заветные уголки.
Каждое лето приезжал Виктор Иванович в своё родное Кольчугино. Лето – это самая активная пора его творчества, когда он собирает в свой не заменимый во всех походах заплечный рюкзак самое необходимое, и на природу. И где только не побывал Виктор Иванович вместе с Н. Лалакиным, путешествовал на лодке по реке Клязьма, а приезжая в Кольчугино, снова и снова ходил по местам своего детства, где когда-то родился и бродил со своими сверстниками. Во время похода он всегда быстро находит сюжеты для своих будущих картин. Всего несколько минут, и на чистом листе уже есть интересный набросок уголка природы, старого покосившегося деревенского дома, заброшенной церквушки, тихого омута речки, портрета его спутников. Он всегда находит, что-то только ему понятное, что необходимо быстро запечатлеть на листе бумаги, чтобы не забыть.
Сам художник считал, что это важно, как ты изобразишь увиденное, какую память оставишь о себе своим детям и внукам, зависит не только от тебя, от твоего душевного состояния, настроения впечатления, от увиденного. Что ты хочешь понять и увидеть порой скрытую невидимую красоту изображенного тобой предмета, пейзажа и даже портрета человека.
Скончался В.И. Шамаев в 2021 г.
Познакомиться с картинами художника можно на виртуальной выставке "Симфония красок: художники Кольчугинского края".
Использованные источники:
Ребров, В. И. Кольчугино – мой город: завод, город, события, люди (прошлое и настоящее) / В.И. Ребров. – Кольчугино, 2006. – 251 с. : ил.
https://ru.wikipedia.org
http://www.vshr.ru
http://www.museum-n-d.ru