Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уважаемые кольчугинцы!

Приглашаем вас на фотовыставку Банка России "Музыка танца"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Впервые матрёшка появилась в Москве в мастерской при магазине "Детское воспитание" (188-1918), принадлежавшим А.И. и М.А Мамонтовым накануне Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 года. На выставке кукла получила высокое признание зрителей и была награждена бронзовой медалью. 

Создателями первой местной матрешки "Девушка с петухом" считаются яркий представитель неорусского направления в искусстве художник С.В. Малютин и потомственный подольский токарь В.П. Звёздочкин, который выточил форму игрушки.

Своё название кукла получила от широко распространённого имени Матрёна, по-старинному Матрона (что в переводе с латинского значит "почтенная женщина, мать семейства"), а в уменьшительной форме - Мотя, Матрёша, Матрёшка.  

Над созданием матрёшки работает целая команда мастеров. Первый этап - выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, "бельё" мастер начинает точить с неразъёмной малютки. Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. После того как токарь выточил фигурки матрёшки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрёшки, делает её поверхность гладкой и удобной для художника. Древесина лиственных пород, предпочтение отдают мягкой, податливой липе.

Названия видов матрешек зависят от места её изготовления. Хорошо принятая народом матрёшка получила широкое распространение: её стали создавать в Сергиевом Посаде (ранее Загорск), а после революции 1917 г. и в городе Семёнове (Горьковская обл.), в сёлах Семёновского района Мериново и Полхов-Майдан,в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в  г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской обл., в белорусских городах Жлобине и Бресте.

Сергиевопосадская матрёшка

Орнаментально-декоративный стиль кукол-матрёшек каждого традиционного центра имеет свои характерные особенности. Сергиевопосадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширине к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные - красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком.

Авторская матрёшка

Родиной авторской матрёшки стал город Сергиев Посад. Культурная преемственность, живые традиции художественной обработки дерева способствовали тому, что изготовлением матрёшек занималась большая часть жителей города и района, среди которых были как профессионалы, так и любители. Каждый автор стремился найти собственное художественное решение и оригинальный стиль исполнения. 
Предтеча мордовской матрёшки — русская матрёшка, которая появилась в конце 1890-х годов и к моменту появления в Мордовии в 1957 г. прошла долгий путь от Сергиева Посада через деревню Мериново в город Семёнов, сёла: Полховский Майдан, Воскресенское и Крутец, Киров, Нолинск и Тверь, видоизменяясь и приобретая черты регионов, в которых появлялись центры по её производству.  
К тому времени русская матрёшка была уже знаменитой и известной далеко за пределами СССР. Всеобщее признание матрёшки как национального сувенира-символа не только обогатило русские народные художественные промыслы, но и вывело эту игрушку за пределы национальных границ. Как результат, в середине XX в. в СССР появились башкирская, марийская, мордовская, карельская, подольская, кубанская, белорусская и украинская матрёшки, расписанные в национальных традициях. Их вид напоминал традиционные костюмы регионов с вкраплениями отдельных элементов орнамента народной одежды.
В этом же году был разработан новый сувенир — матрёшка-футляр для напитков «Мокшанка» и «Эрзянка».  Разработал и исполнил эскизный вариант Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР Марат С. Шанин.

Сюжетная матрёшка

Одной из основных тем сюжетной росписи становится окружающий мир. Многие художник и обращаются к сюжетным мотивам из русской истории - от похода князя Игоря до современности. В матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве.

Часто художники рисуют на передниках матрёшек памятники архитектуры. Такая кукла - лучший сувенир, который напомнит о посещении того или иного исторического места. Сегодня можно встретить и матрёшки, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому, Палех. Таким образом, нынешняя матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства, оставаясь современной.

Опубликовать в социальных сетях

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?