Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уважаемые кольчугинцы и гости города!

Приглашаем вас на  выставку картин александровских художников

"Родной земли очарованье"

Проект

"Грани жизни и  деятельности

В.И. Штуцера"

Виктор Шамаев

    Виктор Иванович Шамаев – художник-монументалист, член Союза худож­ников России, Заслуженный работник культуры РФ, работающий в технике аква­рели, масляной живописи, графики, мозаики, настенной росписи. Неоднократно был участником областных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Его работы выставлялись в Германии, Италии, Болгарии. С успехом картины Виктора Шамаева экспонировались и на выставках в нашей Кольчугинской Картинной галерее. В 1988 и 2004 годах выпускались каталоги его картин, а в 2002 году в книге, посвященной 30-летию города Радужного (близ г. Влади­мира), где сегодня он проживает, его творчеству посвящался рассказ «Художник милостью Божией».

    Родился В.И. Шамаев 4 апреля 1929 года в деревне Михейково Юрьев-Польского района (ныне Кольчугинского). Сегодня этой деревни нет на карте, как она выглядела раньше, можно увидеть только на картинах художника. Детские и школьные годы провел Виктор в Кольчугине, где в военное лихолетье пришлось заканчивать семилетку в средней школе № 6. Проживала их семья на Ленинском поселке. И хоть город был далеко от фронтовой полосы, но все трудности тяжелой военной годины пришлось пережить с лихвой. Рос Виктор в многодетной семье, кроме него мать с отцом растили еще пятерых детей. Это трудное время ему запомнилось на всю жизнь и позднее выражена в живописной картине «Тропинки детства», которая демонстрировалась на Всесоюзной выставке акварели в Ленинграде в 1987 году.

    «Город Кольчугино – это город моего детства, здесь мои корни, – говорит Виктор Иванович. – Здесь проживают все мои родные и близкие. Отсюда родом и моя супруга Валентина Федоровна, первый мой верный помощник и ценитель всех мною написанных работ. А первым моим наставником-художником, о котором я с благодарностью всегда вспоминаю, был Алексей ИвановичКукин, который вместе с художником Клыгиным руководили кружками ИЗО в клубе имени Ленина. Вот он, Алексей Иванович, видимо увидел во мне талант будущего художника и настаивал, чтобы я обязательно совер­шенствовал свое мастерство начинающего художника».

    Уже в школьные годы, увлеченный природой, он не расставался с кистями и красками и писал этюды о родном крае. «Я очень долго думал, как получить художественное образование, ведь в детстве многие отмечали мои способности», – говорит Виктор Иванович. И только в 1948 году мечта сбывается в виде красного диплома об окончании Рижского архитектурно-художественного училища, а спустя 10 лет Виктор Шамаев покоряет еще одну вершину – поступает по рекомендации преподавателей в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.

    По окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного  училища им. В. Мухиной Виктор Шамаев приехал во Владимир –  один из старейших русских городов,  богатый древними живописными и архитектурными традициями. Здесь он быстро включился  в современную творческую жизнь, работал в мастерских Владимирского отделения Художественного фонда России.

    Как монументалист  Виктор Шамаев много сил отдал работе по украшению общественных зданий города Владимира. Им оформлены Владимирский планетарий, Владимирский Государственный университет, где написаны портреты ученых, областная и  городская библиотеки,  цеха ВТЗ,  музыкальная школа № 2 и многое другое. Кроме того, своими творческими работами Шамаев участвовал  в областных и российских художественных выставках. В разных техниках пробовал себя художник, но однажды он взял в руки акварель и так покорен был ею, что больше не изменял никогда.

    Работая без карандаша, лишь намечает точками доминанты, художник не боится использовать яркие цвета, экспериментировать, что большая редкость в акварельной живописи. Это поистине ювелирная работа, где создатель не имеет права на ошибку. Любое неосторожное движение может испортить полотно, а природные явления — помешать исполнить задуманное. Но владимирского акварелиста это не пугает, наоборот, он отдает всю душу природе и передает это в своих творениях. «Я уходил один в такие дикие края, что целый месяц про меня никто ничего не знал. Спасибо моей терпеливой супруге, которая отпускала меня в такие путешествия», – рассказывает Виктор Иванович.

    Несмотря на всю сложность и капризность акварели  Виктор Шамаев достиг в этой технике больших высот и по праву считается ведущим акварелистом Владимирского Союза художников. Подтверждением этому является неоднократное участие работ мастера во  Всесоюзных выставках акварели (1984 и 1987 гг.) и Всероссийских выставках станковой графики в Москве (1986г., 1998г.).

    Художник с удовольствием делится секретами своего мастерства. К нему приходят учащиеся детских художественных школ, и он прямо в выставочном зале проводит для детей мастер-классы, учит работать акварелью. И надо видеть, с каким восхищением следят дети за рукой художника, за точностью его движений. Они видят, как белая бумага сквозь краски отражает свет, и благодаря прозрачности   красочного слоя,  под рукой мастера появляется  нечто легкое,  звучное  и по-настоящему прекрасное – акварельная живопись.    

    Как-то в частной беседе Виктор Иванович рассказывал, что однажды, будучи в небольшом городке в Германии, он проводил мастер-класс акварельной живописи для немецких детей.  И дети, и родители были потрясены возможностями акварели и техникой русского мастера. С улыбкой художник говорил, что после нескольких занятий  на улицах его стали узнавать и обращаться не иначе, как  «маэстро». 

    Несмотря на возраст Виктор Шамаев удивительно живой, подвижный человек, находящийся в постоянном движении. Как и у всякого художника, у него есть излюбленные мотивы, к которым он обращается постоянно. Это церковь Покрова на Нерли, прекрасная в любое время года, это родные кольчугинские  проселки, солоухинские  места. 

    Сердце художника болит за русскую деревню за запущенность ее храмов, за бедность ее деревень, за чистоту ее природы. Все это он знает не понаслышке, потому, что им исхожены,  наверное,  все владимирские дороги, увидены и запечатлены на картинах даже самые глубокие ее уголки.

    За свою долгую жизнь художник исколесил много дорог. Он объездил Урал, Сибирь, путешествовал по Волге, бывал за границей. И отовсюду в виде путевых зарисовок он  привозил  живые акварели, полные чувств и эмоций.

    Художник не стоит на месте, всю свою жизнь он  совершенствуется,  работает над собой, и с определенностью можно сказать, что сегодня им достигнут высокий профессиональный и творческий уровень. Художник достиг той степени мастерства, когда он, подчиняясь движению души,  с легкостью  воплощает свой  замысел. Его кисть на бумаге живет широко и свободно, художник работает,  прислушиваясь  лишь  к высокому полету своего  вдохновения.

    В последние годы Виктор Иванович  живёт  в Радужном, пишет  то, что ему самому по душе, почти ежедневно выезжая на натуру в любое время года. Его студией стала природа Владимирской земли, где он знает самые заветные уголки.

    Каждое лето приезжает Виктор Иванович в свое родное Кольчугино. Лето – это самая активная пора его творчества, когда он собирает в свой не заменимый во всех походах заплечный рюкзак самое необходимое, и на природу. И где только не побывал Виктор Иванович вместе с Н. Лалакиным, путешество­вал на лодке по реке Клязьма, а приезжая в Кольчугино, снова и снова ходил по местам своего детства, где когда-то родился и бродил со своими сверстниками. Во время похода он всегда быстро находит сюжеты для своих будущих картин. Всего несколько минут, и на чистом листе уже есть интерес­ный набросок уголка природы, старого покосившегося деревенского дома, забро­шенной церквушки, тихого омута речки, портрета его спутников. Он всегда нахо­дит, что-то только ему понятное, что необходимо быстро запечатлеть на листе бумаги, чтобы не забыть.

    Сам художник считает, что это важно как ты изобразишь увиденное, какую память оставишь о себе своим детям и внукам, зависит не только от тебя, от твоего душевного состояния, настроения впечатления, от увиденного. Что ты хочешь по­нять и увидеть порой скрытую невидимую красоту изображенного тобой предмета, пейзажа и даже портрета человека.

    Познакомиться с картинами художника можно на виртуальной выставке "Симфония красок: художники Кольчугинского края".

 

Использованные источники:

В.И. Ребров. Кольчугино – мой город: завод, город, события, люди (прошлое и настоящее)/ В.И. Ребров. – Кольчугино, 2006. – 251 с.: ил.

https://ru.wikipedia.org

http://www.vshr.ru

http://www.museum-n-d.ru

 

Опубликовать в социальных сетях