Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Владимир Сорокин: "Я против того, чтобы литература учила жить"

"Я до сих пор не понимаю, почему то,

                    чем я занимаюсь, нравится кому-то ещё"

 

Русский писатель Владимир Сорокин родился в 1955 году в поселке Быково Московской области. Юноша поступил на обучение в нефтяной институт имени Губкина, затем ещё в один – неорганической химии. Специальность Владимира совершенно не была связана с писательской деятельностью. Он стал инженером-механиком. Однако после окончания университета начинающий сочинитель устроился в журнал «Смена». Проработал он там всего лишь год, после чего его уволили из-за категорического отказа стать комсомольцем.

Сорокин принялся рисовать иллюстрации в книги, заниматься художеством, весь погрузился в искусство. Его картины были представлены на выставках. Всего Владимир провёл оформление для полсотни различных книг.

В 1972 году в издании «За кадры нефтяников» были впервые напечатаны стихотворения автора. А когда начались восьмидесятые, Владимир Сорокин уже был известным писателем столицы.

В 1985 году одна его книга была опубликована во Франции. Такой шаг был оценён КГБ как недопустимый, и поэта вызвали на допрос.

Дальше его произведения выходили в свет именно на французской стороне, например, рассказы и роман «Очередь».

Сорокина называют одним из последователей постмодернизма. Писатель был близок к концептуализму. Советские издательства приняли его сочинения к печати в 1989 году. Первым таким журналом стал «Родник», который выходил в Латвии. Россия также не осталась в стороне и опубликовала некоторые рассказы в журналах «Вестник новой литературы», «Искусство кино» и прочих.

Со временем, уже после распада СССР, к 1992 году, приходит день романа «Очередь». Другой роман под названием «Сердца четырёх» решено номинировать на Букеровскую премию.

Творчество В. Сорокина весьма неоднозначно воспринимается как читателями, так и коллегами по цеху. Мнения о его произведениях проходят все градации: от лаконичных "Гадость!" или "Круто" до многословных "Как можно такое писать (читать)" и "Бред и паранойя, но цепляет". В произведениях Сорокина чудовищное зачастую становится обыденным и наоборот. При этом жестокий, отталкивающий антураж у Сорокина не  является самоцелью – главное это слова, из которых собираются шокирующие неискушённого читателя конструкции. Сорокин часто использует слово, как художник краски. И как из хаоса мазков при взгляде издали возникает законченная картина, так и  у Сорокина слова обретают смысл только после того, как будет прочитано все произведение до конца. То есть все слова в совокупности обретают смысл, а не каждое по отдельности. Книги В. Сорокина ничему не учат и ни к чему не призывают, за что  противники писателя называют их бездушными, не замечая главного эффекта от их прочтения – пробуждение у читателя остроты восприятия слова. Сам Сорокин говорит: "У  меня нет общественных интересов… Все мои книги – это отношение с текстом, с различными речевыми пластами, начиная от высоких, литературныхи кончая бюрократическими или нецензурными. Когда мне говорятоб  этической  стороне  дела:  мол,  как  можно воспроизводить,скажем элементы порно- или жёсткой литературы, то мне непонятен такой вопрос: это всего лишь буквы на бумаге…  Текст – очень мощное   оружие. Он гипнотизирует, а иногда – просто парализует." 

Произведения Сорокина переведены на английский, иврит, немецкий, польский, французский, японский и др. языки.

В сентябре 2001 года Владимир Сорокин был удостоен премии «Народный букер», а двумя месяцами позже — премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой». Также награждён премией министерства культуры Германии, премией «Либерти» (2005). В 2010 г. был удостоен международной премии Горького (за роман «Лёд»), литературной премии «Новая словесность» («НОС») (за повесть «Метель»). В 2011 и 2014 годах стал обладателем второй премии «Большая книга» (за повесть «Метель» и роман «Теллурия»).

Поближе познакомиться с творчеством писателя вам помогут его книги, имеющиеся в фонде Кольчугинской Центральной библиотеки:

 

Сорокин В.Г. Теллурия: роман/ В.Г. Сорокин. – М.: АСТ: Corpus, 2013. – 446 с.

Роман «Теллурия» – это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового средневековья, населённом псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее – поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству пресвитера Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к Республике Теллурии, к ее залежам волшебного металла, который приносит счастье.

В 2014 году роман стал обладателем второй премии «Большая книга».

 

Сорокин В.Г. Моноклон/ В.Г. Сорокин. – М.: ACT: Астрель, 2010. – 286 с.: ил.

«Моноклон» — это сборник рассказов с памфлетной игривостью. На обложке книги – зеленоватый профиль жуткого динозавра с синей мигалкой во лбу, с наколкой на кулаке. Он в строгом деловом костюме, но сжимает острый предмет казни, уже окровавленный. Это и есть моноклон – вымерший динозавр (рассказ «Моноклон»).

«Идея Сорокина», как и «идея Чехова» умещается вся в пространстве рассказа: мир страшен в любой своей ипостаси – материальной, социальной, психической и мистической.

«Тимка» – рассказ об успешной даме, которая от успеха карьеры своей воет душой и просто не может жить дальше. «69 серия» – блестящий стеб на тему шумного успеха сериала «Школа». Достаточно серьёзный в этом сборнике у Сорокина рассказ «Путём крысы». Он – о бесплодности жертвы во имя добра в мире, который построен не на добре, а на инстинкте. В основе рассказа «Занос» – дело Ходорковского. Главный герой – олигарх Миша, его дом, карая и грабя, уничтожают силовики. С острозлободневной подоплекой выворачивается наизнанку весь социально-политический строй «нашей Раши» с его демагогией и правовым нигилизмом.

Объединяет эти рассказы не только тема страха и локализация: СССР—Россия, 40-е. Объединяет и своя авторская интонация – смесь жути, смака и смеха. Автор, может быть, и насмешничает, но не критикует. Он констатирует, ставит диагноз.

 

Сорокин В.Г. Голубое сало: роман/ В.Г. Сорокин. – М.: Астрель; АСТ, 2009. – 318 с. 

«Голубое сало» — постмодернистский роман Владимира Сорокина. Впервые опубликован в 1999 году. Сюжет произведения вращается вокруг так называемого «голубого сала» — вещества уникальной структуры, которое вырабатывают клоны русских писателей. Действие романа разворачивается в двух временных пластах — второй половине ХХI века (в Сибири и Москве будущего) и в альтернативном 1954 году (в сталинской Москве и гитлеровском Рейхе).

Действие романа начинается 2 января 2048 года. Повествование ведется от лица филолога Бориса Глогера в виде писем рассказчика своему китайскому любовнику. Глогер работает на секретном военном объекте, затерянном где-то в просторах Сибири. Суть проекта заключается в получении «голубого сала» — таинственного вещества с нулевой энтропией, практическая ценность которого неясна. Вещество вырабатывается единственным способом — в виде подкожных отложений клонов писателей. В проекте участвуют клоны Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.П. Платонова, В.В. Набокова и Б.Л. Пастернака…

Через 3 года после публикации роман оказался в центре скандала — летом 2002 года молодёжное движение "Идущие вместе" провело акцию у Большого театра, в ходе которой активисты выбрасывали фрагменты «Голубого сала» в огромный пенопластовый унитаз, объявленный ими «памятником Владимиру Сорокину». С подачи «Идущих вместе» писатель был обвинён в распространении порнографии, и прокуратура возбудила против него уголовное дело по статье 242 УК РФ. В апреле 2003 года дело было закрыто «за отсутствием состава преступления», поскольку проведённые экспертизы романа показали, что «все откровенные описания сексуальных сцен и естественных отправлений обусловлены логикой повествования и имеют безусловно художественный характер». Скандал, спровоцированный «Идущими вместе», способствовал значительному росту популярности Сорокина и тиражей «Голубого сала».

 

Сорокин В.Г. День опричника/ В.Г. Сорокин. – М.: Захаров, 2006. – 222 с.: ил.

«День опричника» — повесть, написанная и изданная в 2006 году. Книга, которую критика относит к жанрам антиутопии и политической сатиры, по замыслу писателя должна предостерегать о судьбе, которая ждёт Россию в случае продолжения текущего политического курса.

Повесть посвящена известному опричнику Малюте Скуратову. Её действие происходит в России 2027 года, отгороженной от остального мира Великой Русской Стеной. В стране восстановлено самодержавие, процветают ксенофобия, протекционизм, лубочно-квасной патриотизм и всевластие карательных органов, творящих постоянные репрессии, а единственными источниками дохода ничего не производящей страны являются продажа природного газа и поборы с транзита китайских товаров в Европу.

Повесть Владимира Сорокина «День опричника» – это и балаганное действо, способное рассмешить до колик, и неутешительное предсказание.

«День опричника», впервые изданный в 2006 году, переведён на 20 языков. В 2008 году выходит продолжение повести — «Сахарный Кремль». В 2013 году повесть вошла в шорт-лист Международной премии Букера.

Опубликовать в социальных сетях

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?