Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Роман Сенчин

 

Роман Валерьевич Сенчин (род. 2 декабря 1971 г., г. Кызыл) — известный российский прозаик, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, заместитель главного редактора газеты «Литературная Россия».

Роман Сенчин родился в семье служащих в Кызыле Тувинской АССР. После окончания школы обучался в Ленинграде, проходил действительную военную службу в Карелии.

В 1993 году из-за обострившихся в республике межнациональных отношений семья Сенчиных покидает Кызыл и переселяется в Красноярский край, где начинает заниматься фермерским хозяйством.

В начале 1990-х Роман Сенчин попеременно живёт в Абакане и Минусинске, где работает монтажником сцены в Минусинском драмтеатре, дворником, грузчиком. В 1995—1996 годах в местных изданиях появляются первые рассказы Сенчина. Первые публикации в Москве — в журнале «Наш современник».

В 1996—2001 годах учится в Литературном институте, становится постоянным автором «Октября», «Дружбы народов», «Нового мира», «Знамени», позже автором «Урала», «Авроры» и других журналов. По окончании Литературного института ведёт там семинар прозы (2001—2003).

Автор романов «Минус», «Нубук», «Ёлтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло» и др.

В 2009 году роман «Ёлтышевы» входит в шорт-листы главных литературных премий России — «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер» — и получает много критических отзывов. В 2011 году вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».

В 2015 году роман «Зона затопления» вошёл в шорт-лист премии «Большая книга».

У Романа Сенчина репутация автора, который мастерски ставит острые социальные вопросы и обладает своим ярко выраженным стилем.

По праву Сенчин может быть назван самым спорным среди писателей своего поколения. Так, литературовед Ирина Роднянская считает его сочинения замечательными "по экономной тактике успешного воздействия на читательскую душу, по углублённости в "плоский" житейский материал, когда под верхним утоптанным слоем открывается неожиданное пространство, по серьёзности мысли, равно чуждой дидактике и шокирующему имморализму". И напротив, литературный критик Александр Агеев, сравнивая молодого писателя с взявшимся за перо Смердяковым, утверждает, что от прозы Сенчина "отчётливо шибало серой, там воистину чуял я присутствие врага рода человеческого".

«Я люблю читать реалистические произведения, сам стараюсь писать в этом ключе, поэтому остальное меня мало трогает… Конечно, то, что называют постмодернизом, было необходимо в начале 1990-х – выпущенная из казармы литература жаждала карнавала. Теперь же продолжающие это действо вызывают недоумение. Когда постмодернизм пытались сделать ядром современной русской прозы, это было абсурдно, да и губительно для литературы. В последние лет семь произошло выравнивание положения, и мы видим, что всем хватает места, все цветы радуют глаз», – считает Роман Сенчин.

Поближе познакомиться с творчеством писателя вам помогут его книги:

   

Сенчин Р. Елтышевы: [роман]/ Р. Сенчин. – М.: Эксмо, 2009. – 316 с.

"Елтышевы" – семейный эпос Романа Сенчина. Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, - это мир современной российской деревни. Нет, не той деревни, куда принято ездить на уик-энд из больших мегаполисов - пожарить шашлыки и попеть под караоке. А самой настоящей деревни, древней, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Деревни, где лишний рот страшнее болезни и за вязанку дров зимой можно поплатиться жизнью. Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать. И осуждать их за это может только тот, кто сам прошел путь возвращения: от успеха и денег - к нищете и страху, от сытости - к голоду и холоду...

 

Сенчин Р. В. Зона затопления: роман/ Р. Сенчин. – М.: АСТ; Ред. Елены Шубиной, 2015. – 381 с.

В романе «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

 

Сенчин Р. Нубук: [роман]/ Р. Сенчин. – М.: ЭКСМО, 2003. – 349 с.

Герои романа пытаются войти в хаотичный и опасный мир русского бизнеса конца XX века. Циркуляция товара от посредника к посреднику, финансовые хитросплетения, ссоры из-за долгов, а вечером отдых - бильярд, экстази, клубы, текила. Не углубляясь в психологические лабиринты, стилистические изыски, автор рассказывает истории о взлетах и падениях несостоявшихся `новых русских` - Вэла, Макса, Романа. Один, сделав неверный тактический ход в своем бизнесе, разоряется, другой попадает в питерскую тюрьму `Кресты`, третий прячется от проблем в глухой сибирской деревне.

 

Сенчин Р. В. Лёд под ногами: дневник одного провинциала: [роман]/ Р. Сенчин. – М.: Олимп; Астрель, 2010. – 279 с.

Роман «Лёд под ногами», впервые опубликованный в «Знамени» в 2007 году, превратился в книгу только в конце 2010-го. К этому времени некоторые бытовые подробности (например, цены, скрупулёзно фиксируемые летописцем повседневности Романом Сенчиным) успели устареть, но сама книга – скорее наоборот. Она имеет прямое отношение к событиям, произошедшим уже после её написания, – от известного диалога премьера Путина с «музыкантом Юрой» до первых, пока сравнительно мягких «наездов» государства на других музыкантов – например, на Noize MC и группу «Барто».

 

Сенчин Р. В. Минус: повести/ Р. Сенчин. - М.: АСТ; Астрель, 2011. - 412 с.

В книгу вошли две повести Романа Сенчина – «Минус» и «Вперёд и вверх на севших батарейках». Их герой – полный тёзка автора – и автопортрет, и самопародия: как настоящий реалист, он пишет о том, что хорошо знает.
    Действие «Минуса» происходит в небольшом сибирском городке, Роман работаетмонтировщиком в театре. Таскает тяжелые декорации, спит с актрисами, пьёт от тоски по вечерам… а ночью мечтает о далекой столице. Герой повести «Вперёд и вверх на севших батарейках» уже живёт в Москве, учится в Литинституте, успел жениться и развестись, и близок к цели – стать известным писателем. Но для этого надо, преодолев отчаяние и безденежье, работать, писать – и тянуться вверх, вперёд и вверх…

 

Сенчин Р. В. На чёрной лестнице: рассказы/ Р. Сенчин. - М.: АСТ; Астрель, 2011. - 347 с.

Роман Сенчин обладает редким даром рассказчика. Книга "На черной лестнице" - это простые истории, своего рода летопись "жизни ничем не примечательных людей", которые складываются в философию поколения. Юноша, прокутив все деньги в ночном клубе, отправляется на работу... подметать улицы; молодые супруги, мечтая об интересной красивой жизни, всё свободное время проводят перед телевизором; герой рассказа "На черной лестнице" "гордится своим домом, иначе пришлось бы его ненавидеть"...

 

Сенчин Р. В. В обратную сторону/ Р. Сенчин. - М.: Эксмо, 2014. - 409 с.: ил

Чем можно пожертвовать ради карьеры, успешной жизни в столице, хорошей квартиры на престижной улице? Герои Сенчина обычно жертвуют душой. Отдают способность искренне переживать и соболезновать в обмен на бойцовские навыки будущих яппи. Но ирония в том, что карьера оказывается не такой уж стремительной, жизнь в столице - не такой уж успешной, а улица, на которой стоит твой новый дом, расположена в спальном районе.
Эта книга малой прозы приоткрывает новую грань таланта писателя - сатирическую. Пьянящие нотки сатиры взбадривают привычную манеру письма реалиста Сенчина, заставляя под новым углом взглянуть на его творчество.

Опубликовать в социальных сетях

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?