Богатеев Владимир Фарисович
О талантливых людях у нас говорят:
«Поцелованы в темечко Богом».
Вот таким самобытным, ни на кого не похожим, со своей творческой философией и является наш земляк Владимир Фарисович Богатеев.
Скульптуры из меди, живопись, художественная фотография, поэзия… Владимир Богатеев интересен во всем.
Что же отличает его, спросите вы? Пожалуй, взгляд на мир. Необычный, иррациональный, не отвечающий никаким законам логики. Этим, вероятно, и объясняется его популярность.
А еще творчество Богатеева отличает уникальная способность – разделить мир на части и собрать его в своем собственном порядке. Невольно, хочется сравнить с наивностью ребенка, складывающего пазлы из разных наборов, но так умело, будто так и должно быть. Особенно ярко это прослеживается в его живописных и графических работах.
Не одна картина Владимира Фарисовича представляет собой ряд геометрических фигур, которые, складываясь вместе, образуют одно целое. Что это? На наш взгляд, это стремление к гармонии, которую все больше утрачивает наш мир. А если на картины посмотреть с философской точки зрения, то это бездна смыслов, ускользающих от поверхностного взгляда ценителей искусства. И что интересно, мимо ни одной не пройдешь: зацепит взгляд необычностью, останется в памяти, как загадка, которую предстоит разгадать.
Согласитесь, что такой манеры написания картин, просто не встретишь. Когда-то за эту непохожесть директор Картинной галереи Е.С. Туманова назвала В.Ф. Богатеева «белой вороной»: уж слишком необычен его взгляд на мир, уж слишком непонятно зачастую то, что хочет сказать он своими картинами.
Мерность картин Богатеева не ограничена ни плоскостью холста, ни глубиной реального пространства, есть еще измерение смысла. Порой хочется взять в руки философскую литературу, потому что сами названия его картин – как повод узнать еще больше о сюжете этих картин. От тонкого юмора «Матрены NOW» через злую усмешку «Сказочного обаяния Власти» к неизбывной боли «Крови и глины» (Пометим, что киргизский город Ош, родной город Владимира, пораженный безумием межнациональной розни). Руины, как обнаженные ребра Адама – человека из красной глины, и кровь, как вода. Поистине, глубокий философский смысл.
Одиноко память бродит
Меж разбросанных камней.
Неизбежно сбор проходит
По следам минувших дней.
Каждый тяжек для подъема –
Формой, гранями знаком.
Благости слетает дрема
С глаз холодным ветерком.
Вместо реалистического потока восприятия – резкие струи впечатлений, никого не оставляющие равнодушным. Его полотна требуют не только философствования, но и глубокого ухода в себя. Если присмотришься и увидишь тайный смысл, заложенный в них, то получишь истинное удовольствие.
А еще Владимир Фарисович мастер портрета и натюрморта. Скажем больше, владеет и навыками иконописи. Но предпочтения его все-таки отданы абстракционизму. Цвета, их гармония или противостояние – вот, что считает художник мощнейшим инструментом воздействия на восприятие человека.
Всё в мире просто и должно нести всем радость…,
И, познавая новое, поймем причины и соотношения
Добра и зла между людьми, отбросив то, что в тягость,
А так же в отношении к вещам добьемся просветления.
(Александр Жданов-Добромыслов)
Владимир Фарисович неустанно ищет себя в новых для него видах творчества. Однако время от времени вдохновение вновь возвращает его к пейзажам, сочетая зелень, июльское разнотравье, сюжеты, в которых угадываются знакомые большинству кольчугинцев места. Пейзажи с нашей природой – лиричны, теплы, наполнены спокойным пронзительно-щемящим настроением, позволяющим насладиться всем величием и могуществом русской природы. И каждый раз, снова и снова вместе с автором мы окунаемся в философию жизни.
Поле травами терпкими дышит,
Пропитав вольный воздух теплом.
Роща шёпот листвы с ветром слышит,
Схоронясь у дождей за стеклом.
Нам идти незнакомой дорогой,
И ее скоро кончится след.
Смысл лишь в этом, поэтому – трогай:
Нам немного отпущено лет.
А еще Владимир Богатеев увлекается фотографией, и снова во всех его работах сквозит эта самая «богатеевская» непохожесть: он умудряется выхватывать такие мгновения бытия, на которые обычный человек вряд ли обращает внимание.
Не зря говорят, что талантливый человек – талантлив во всем. Как-то на открытии одной из выставок Богатеева, было отмечено, что в фамилии художника заключен особый смысл – он действительно богат. Причем, богат тем, что владеет не только кистью художника, но и струной гитары, и поэтическим словом. Владимир Фарисович пишет стихи. Его стихи, как и картины, просто пронизаны философией. Первую пробу пера он относит к школьной поре. Жаль только, что из них ничего не сохранилось. Став взрослым, стал переделывать пословицы, подражая Омару Хайяму. Писал четверостишия о нашей жизни.
Мы неоднократно повторяем, что талант Богатеева многогранен, может быть поэтому темы стихов, картин и фотографий пересекаются. Его кредо – соединять разные художественные жанры.
С собою в ладу или ссоре
Судьбу отливает в след
Из радости сплав и горя,
Удач череды и бед.
А еще Владимир известен как художник-декоратор. Его популярность далеко шагнула за рамки родного предприятия – завода «Электрокабель». А все началось в далеких 90-х, когда семья Богатеева вынуждена была перебраться в Кольчугино, где наш герой и устроился в то время в цех по производству игрушек из пластизоля. Яркие, красивые игрушки – это его разработка. От эскиза на ватмане до гипсовой, раскрашенной вручную модели.
Работа была интересной, но недолгой. Заводу тогда пришлось попрощаться с игрушками, но не с Владимиром Богатеевым, потому что уникальность этого специалиста была видна невооруженным глазом. Кстати, по специальности, которую он получил в Ташкентском государственном театрально-художественном институте, Владимир – художник монументально-декоративного искусства.
Так Богатеев попал в бригаду по евроотделке заводоуправления. По сути, уже тогда он начал выполнять функции заводского дизайнера: подбирал цветовую гамму помещений, отделочные материалы. С его легкой руки у заводоуправления появился свой стиль, пространство наполнилось светом.
Тогда же Владимир начал создавать свои первые арт-объекты. Их хорошо знает каждый кольчугинец – сплетенный из медной проволоки металлург и кабельщик. Интересен, с точки зрения искусства, и человек держащий в руках бухту кабеля, как будто хлеб-соль.А идея, вложить в его руки полотенце из металлической сетки, имеет свой философский смысл: кабель для кольчугинцев – это хлеб насущный.
В активе мастера и львы из проволоки, и глухари на гнездах, в которых вместо яиц помещались или елочные шары, украшенные тумановской росписью, или электрические лампочки – символ спрятанного в кабеле света.
Объемные фигуры, «выкрутасы» из протянутой красной меди – это нечто особенное в арсенале выразительных средств Владимира Богатеева. Жуки, стрекозы, пчелы, рысь, белка, петух, собака со щенками, лев, медведь и многое другое красуются перед зрителями своими гранями и переплетениями. И все – разные: опасные, пушистые, хищные и смешные, динамичные и вальяжные.
Так и хочется сказать: для кого-то проволока – вещь сугубо утилитарная, а для Владимира Богатеева – предмет для творчества.
Да, в мире множество талантливых людей было, есть и будет. Они дарят миру новые шедевры, приводят в жизнь гениальные замыслы и разгадывают виртуозные загадки.И мы рады, что один из них – Владимир ФарисовичБогатеев - живет рядом с нами.
А закончить хочется строчками из стихотворения нашего героя:
Своих сил повсюду напрасно не расточай,
Была чтоб свободной и светлой обитель.
Пути к совершенству усердно всегда изучай –
И разум найдет познания крепкие нити.