Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уважаемые кольчугинцы!

Приглашаем вас на фотовыставку Банка России "Музыка танца"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Владимир Сорокин: "Я против того, чтобы литература учила жить"

"Я до сих пор не понимаю, почему то,

                    чем я занимаюсь, нравится кому-то ещё"

 

Русский писатель Владимир Сорокин родился в 1955 году в поселке Быково Московской области. Юноша поступил на обучение в нефтяной институт имени Губкина, затем ещё в один – неорганической химии. Специальность Владимира совершенно не была связана с писательской деятельностью. Он стал инженером-механиком. Однако после окончания университета начинающий сочинитель устроился в журнал «Смена». Проработал он там всего лишь год, после чего его уволили из-за категорического отказа стать комсомольцем.

Сорокин принялся рисовать иллюстрации в книги, заниматься художеством, весь погрузился в искусство. Его картины были представлены на выставках. Всего Владимир провёл оформление для полсотни различных книг.

В 1972 году в издании «За кадры нефтяников» были впервые напечатаны стихотворения автора. А когда начались восьмидесятые, Владимир Сорокин уже был известным писателем столицы.

В 1985 году одна его книга была опубликована во Франции. Такой шаг был оценён КГБ как недопустимый, и поэта вызвали на допрос.

Дальше его произведения выходили в свет именно на французской стороне, например, рассказы и роман «Очередь».

Сорокина называют одним из последователей постмодернизма. Писатель был близок к концептуализму. Советские издательства приняли его сочинения к печати в 1989 году. Первым таким журналом стал «Родник», который выходил в Латвии. Россия также не осталась в стороне и опубликовала некоторые рассказы в журналах «Вестник новой литературы», «Искусство кино» и прочих.

Со временем, уже после распада СССР, к 1992 году, приходит день романа «Очередь». Другой роман под названием «Сердца четырёх» решено номинировать на Букеровскую премию.

Творчество В. Сорокина весьма неоднозначно воспринимается как читателями, так и коллегами по цеху. Мнения о его произведениях проходят все градации: от лаконичных "Гадость!" или "Круто" до многословных "Как можно такое писать (читать)" и "Бред и паранойя, но цепляет". В произведениях Сорокина чудовищное зачастую становится обыденным и наоборот. При этом жестокий, отталкивающий антураж у Сорокина не  является самоцелью – главное это слова, из которых собираются шокирующие неискушённого читателя конструкции. Сорокин часто использует слово, как художник краски. И как из хаоса мазков при взгляде издали возникает законченная картина, так и  у Сорокина слова обретают смысл только после того, как будет прочитано все произведение до конца. То есть все слова в совокупности обретают смысл, а не каждое по отдельности. Книги В. Сорокина ничему не учат и ни к чему не призывают, за что  противники писателя называют их бездушными, не замечая главного эффекта от их прочтения – пробуждение у читателя остроты восприятия слова. Сам Сорокин говорит: "У  меня нет общественных интересов… Все мои книги – это отношение с текстом, с различными речевыми пластами, начиная от высоких, литературныхи кончая бюрократическими или нецензурными. Когда мне говорятоб  этической  стороне  дела:  мол,  как  можно воспроизводить,скажем элементы порно- или жёсткой литературы, то мне непонятен такой вопрос: это всего лишь буквы на бумаге…  Текст – очень мощное   оружие. Он гипнотизирует, а иногда – просто парализует." 

Произведения Сорокина переведены на английский, иврит, немецкий, польский, французский, японский и др. языки.

В сентябре 2001 года Владимир Сорокин был удостоен премии «Народный букер», а двумя месяцами позже — премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой». Также награждён премией министерства культуры Германии, премией «Либерти» (2005). В 2010 г. был удостоен международной премии Горького (за роман «Лёд»), литературной премии «Новая словесность» («НОС») (за повесть «Метель»). В 2011 и 2014 годах стал обладателем второй премии «Большая книга» (за повесть «Метель» и роман «Теллурия»).

Поближе познакомиться с творчеством писателя вам помогут его книги, имеющиеся в фонде Кольчугинской Центральной библиотеки:

 

Сорокин В.Г. Теллурия: роман/ В.Г. Сорокин. – М.: АСТ: Corpus, 2013. – 446 с.

Роман «Теллурия» – это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового средневековья, населённом псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее – поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству пресвитера Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к Республике Теллурии, к ее залежам волшебного металла, который приносит счастье.

В 2014 году роман стал обладателем второй премии «Большая книга».

 

Сорокин В.Г. Моноклон/ В.Г. Сорокин. – М.: ACT: Астрель, 2010. – 286 с.: ил.

«Моноклон» — это сборник рассказов с памфлетной игривостью. На обложке книги – зеленоватый профиль жуткого динозавра с синей мигалкой во лбу, с наколкой на кулаке. Он в строгом деловом костюме, но сжимает острый предмет казни, уже окровавленный. Это и есть моноклон – вымерший динозавр (рассказ «Моноклон»).

«Идея Сорокина», как и «идея Чехова» умещается вся в пространстве рассказа: мир страшен в любой своей ипостаси – материальной, социальной, психической и мистической.

«Тимка» – рассказ об успешной даме, которая от успеха карьеры своей воет душой и просто не может жить дальше. «69 серия» – блестящий стеб на тему шумного успеха сериала «Школа». Достаточно серьёзный в этом сборнике у Сорокина рассказ «Путём крысы». Он – о бесплодности жертвы во имя добра в мире, который построен не на добре, а на инстинкте. В основе рассказа «Занос» – дело Ходорковского. Главный герой – олигарх Миша, его дом, карая и грабя, уничтожают силовики. С острозлободневной подоплекой выворачивается наизнанку весь социально-политический строй «нашей Раши» с его демагогией и правовым нигилизмом.

Объединяет эти рассказы не только тема страха и локализация: СССР—Россия, 40-е. Объединяет и своя авторская интонация – смесь жути, смака и смеха. Автор, может быть, и насмешничает, но не критикует. Он констатирует, ставит диагноз.

 

Сорокин В.Г. Голубое сало: роман/ В.Г. Сорокин. – М.: Астрель; АСТ, 2009. – 318 с. 

«Голубое сало» — постмодернистский роман Владимира Сорокина. Впервые опубликован в 1999 году. Сюжет произведения вращается вокруг так называемого «голубого сала» — вещества уникальной структуры, которое вырабатывают клоны русских писателей. Действие романа разворачивается в двух временных пластах — второй половине ХХI века (в Сибири и Москве будущего) и в альтернативном 1954 году (в сталинской Москве и гитлеровском Рейхе).

Действие романа начинается 2 января 2048 года. Повествование ведется от лица филолога Бориса Глогера в виде писем рассказчика своему китайскому любовнику. Глогер работает на секретном военном объекте, затерянном где-то в просторах Сибири. Суть проекта заключается в получении «голубого сала» — таинственного вещества с нулевой энтропией, практическая ценность которого неясна. Вещество вырабатывается единственным способом — в виде подкожных отложений клонов писателей. В проекте участвуют клоны Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.П. Платонова, В.В. Набокова и Б.Л. Пастернака…

Через 3 года после публикации роман оказался в центре скандала — летом 2002 года молодёжное движение "Идущие вместе" провело акцию у Большого театра, в ходе которой активисты выбрасывали фрагменты «Голубого сала» в огромный пенопластовый унитаз, объявленный ими «памятником Владимиру Сорокину». С подачи «Идущих вместе» писатель был обвинён в распространении порнографии, и прокуратура возбудила против него уголовное дело по статье 242 УК РФ. В апреле 2003 года дело было закрыто «за отсутствием состава преступления», поскольку проведённые экспертизы романа показали, что «все откровенные описания сексуальных сцен и естественных отправлений обусловлены логикой повествования и имеют безусловно художественный характер». Скандал, спровоцированный «Идущими вместе», способствовал значительному росту популярности Сорокина и тиражей «Голубого сала».

 

Сорокин В.Г. День опричника/ В.Г. Сорокин. – М.: Захаров, 2006. – 222 с.: ил.

«День опричника» — повесть, написанная и изданная в 2006 году. Книга, которую критика относит к жанрам антиутопии и политической сатиры, по замыслу писателя должна предостерегать о судьбе, которая ждёт Россию в случае продолжения текущего политического курса.

Повесть посвящена известному опричнику Малюте Скуратову. Её действие происходит в России 2027 года, отгороженной от остального мира Великой Русской Стеной. В стране восстановлено самодержавие, процветают ксенофобия, протекционизм, лубочно-квасной патриотизм и всевластие карательных органов, творящих постоянные репрессии, а единственными источниками дохода ничего не производящей страны являются продажа природного газа и поборы с транзита китайских товаров в Европу.

Повесть Владимира Сорокина «День опричника» – это и балаганное действо, способное рассмешить до колик, и неутешительное предсказание.

«День опричника», впервые изданный в 2006 году, переведён на 20 языков. В 2008 году выходит продолжение повести — «Сахарный Кремль». В 2013 году повесть вошла в шорт-лист Международной премии Букера.

Опубликовать в социальных сетях

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?