Михаил Евгеньевич Сахаров (1909–1997) – участник Великой Отечественной войны, лётчик полярной авиации. С 1989 г. жил в г. Кольчугино.
Родился в 1909 г. в г. Скопин Рязанской области. Отец у него был фельдфебелем царской армии. В 1914 г. началась Первая мировая война, отец ушёл на фронт и там погиб. С 12-13 лет Михаил начал трудиться. Позднее он обучился ездить на тракторе и начал работать в совхозе. Потом началась коллективизация. Сахаров к тому времени стал комсомольцем и приступил к агитации за колхозы.
В 1930 г. Михаил Сахаров становится курсантом Ленинградской военно-теоретической авиашколы ВВС. После окончания школы весь выпуск был направлен на развитие гражданской авиации. И Сахаров получил назначение в Краснодарский край. Там он опылял виноградники, сеял рис, пшеницу, боролся с саранчой и малярийным комаром. А в 1934 г. был переведён на Дальний Восток - в Хабаровск.
24 сентября 1938 г. все советские газеты известили о начале беспосадочного перелёта Москва - Дальний Восток прославленного женского экипажа В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой. Самолёту с громким названием "Родина" предстояло пролететь 6000 км, побив мировой рекорд. Но уже на половине пути начались неприятности. Недалеко от Комсомольска-на-Амуре лётчицам пришлось совершить вынужденную посадку. Поиски начались сразу, как только кончилось рассчитанное количество горючего. Но задача была не из лёгких...
30 сентября на гидросамолёте "ПС-7" М. Сахаров совершал обычный рейс Хабаровск-Александровск (что на остове Сахалин), но Александровск не принимал. Заночевали в Комсомольске-на-Амуре. Но лететь дальше не пришлось. На следующий день Сахаров получил приказ оставить пассажиров и включиться в поиски "Родины". Задача была успешно выполнена, и 27 октября Гризодубову, Осипенко, Раскову и всех участников поиска встречала Москва. Мировой рекорд был побит. 5895 км беспосадочного перелёта!
16 июня 1941 г. был подписан приказ о переводе Сахарова в Москву. А 22 июня началась Великая Отечественная война... Вскоре после начала войны была создана 10-я Московская дивизия ГВФ особого назначения. В неё был зачислен и Сахаров. Самолёты этой дивизии обслуживали фронт: перевозили баки с горючим, боеприпасы, вывозили Монетный двор, помогали окружённому Ленинграду, эвакуировали детей и женщин. 10 октября 1941 г. Сахаров был взят в плен и перевезён в Орловскую тюрьму. После были концлагеря. А в 1944 г. Сахаров в числе других военнопленных был отправлен в г. Зоненберг в Тюрингии на работы к кронпринцу Луису фон Зигелю. В апреле 1945 г. во время перехода в г. Мюнхен М. Сахарову удалось бежать.
В отличие от тысяч других узников фашистских лагерей, Сахаров не попал в сталинские лагеря. Комиссия, разбиравшая его дело, не нашла за ним никакой вины. Но год, пока шло разбирательство, ему пришлось проработать кочегаром на паровозе. Затем Михаил Евгеньевич был направлен для переподготовки в Баку, а оттуда был переведён в Красноярский край, где летал по всем трассам. Перевозил пассажиров, сбрасывал на поля удобрения, тушил лесные пожары. Позднее он перевёлся в Красноярское управление ГВФ. К 1973 году, когда Сахаров ушёл на пенсию, на его счету было 24 тысячи лётных часов. Он налетал более 6 млн километров.
В 1989 г. Михаил Евгеньевич с семьёй перебрался жить в г. Кольчугино. Он был активным членом городской ветеранской организации. Скончался 4 сентября 1997 г.
Подробнее:
Ребров В.И. Легендарный лётчик полярной авиации М.Е. Сахаров/ В.И. Ребров, Н.Е. Середа// Крылатая гвардия: лётчики-кольчугинцы, покорившие небо. - Владимир: Аркаим, 2013. - С. 120-144.
Ребров В.И. На краю гибели/В.И. Ребров //Голос кольчугинца. - 2009. - 21 окт. (№ 79). - С. 3.
Ребров В.И. Полярный ас Сахаров/ В.И. Ребров// Голос кольчугинца. - 2009. - 16 сент. (№ 69). - С. 7.